8 (495) 120-04-23

Ежедневно с 9 до 21

Отложенные: 0 Просмотренные: 0

Ваша скидка: 0%

До скидки 0,5% Вас отделяет 500 р. Ваша корзина пуста

История Крещения

   Крещение — одно из первых таинств христианской церкви, и одно из трех таинств, (помимо Евхаристии и Брака) символизирующих духовное перерождение человека, начало новой жизни в ином качестве.

Эти три таинства начинаются возгласом священника: «Благословенно Царство...»  . Спасение своей души и вхождение в вечную радость в Царстве Небесном возможно  именно через таинства Церкви. Участвовать в них могут только крещеные люди. Крещение — это дверь в духовную жизнь.

     Во многих европейских языках слово «крещение» звучит как  «баптисто»

Греческое слово «баптизма» - означает «погружение в воду».  Обычай совершать водные омовения, с целью не только физического, но и духовного очищения — древнейшая практика верующих народов  ветхозаветного мира. Вся жизнь иудеев, до мельчайших бытовых подробностей, была регламентирована правилами Ветхого завета. Каждый иудей после нарушения  строгих  религиозных законов обязан был совершить мистический обряд очищения от греха - «микву».

    У христианского Крещения был и более точный прообраз. Путем водного крещения к Ветхозаветной Церкви присоединялись новые члены из числа иноплеменников. Дело в том, что над язычниками не было принято совершать обряд обрезания — знак принадлежности к религиозной общине.

Иудеи исповедовали национальную исключительность, богоизбранность народа,

считалось, что обычаи данные Богом — даны исключительно сынам израильским.

Язычники как люди не знающие, не исповедующие единого Бога, по мнению иудеев, были недостойны этих обычаев. Для  них существовал обряд сакрального погружения в воду, обычно это совершалось  на реке Иордан и символизировало душевное и телесное очищение человека от заблуждений и грехов. Такие люди назывались «прозелитами»  или «боящимися Бога».

    Святой пророк Иоанн Предтеча тоже крестил евреев в реке Иордан.

Крещение Иоанна Предтечи было крещением покаяния, люди входили в реку, громко называли личные грехи, погружались в воду и освобождались от них. При этом крещение Иоанново не освобождало человека от источника всех грехов — греха первородного.

   Христианское же крещение освобождает человека от всех грехов и обновляет его природу.  Крещение Иоанново  было подготовительным для всякого принявшего его иудея к личной встрече со Христом.  Это был первый опыт сознательной исповеди, как мы знаем, совершенно необходимый для духовной жизни в широком смысле, и для обращения к Богу в каждом частном случае. Единственный, кто вошел в воду и не задержался в ней, был безгрешный Богочеловек Иисус Христос. Имея повеление от Бога соблюсти все, о чем написано у древних Пророков, Господь исполнил все законы Ветхозаветной Церкви и принял крещение, как послушный сын израильского народа. Хотя по природе не имел в нем нужды, так как не имел грехов. На крестившегося Иисуса Христа сошел Дух Святой, это было видимым свидетельством Его Божественной природы и знаком того, что Он и есть Мессия, о котором  написано в священных книгах.

Иоанн призывал всех, кто принимал его крещение, очиститься от всякой скверны, перед тем, как встретиться с Мессией, с Тем, Кто пришел искупить их.

    Крещение христианское — есть Крещение Духом Святым. Оно дает человеку новые божественные дары, что является следствием победы Христа над диаволом и грехом.

    Об истории установления Крещения Иисусом Христом говорится в Евангелии от Матфея: «…дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (28, 18—20).

О духовном смысле новозаветного Крещения сказано в 3 главе Евангелия от Иоанна: «...истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие » (3, 5).

При христианском Крещении человек освобождается от первородного греха и личных грехов, совершенных до Крещения. При этом, ему по вере сообщается благодать укрепляющая душу и тело, открывающая ум человека к познанию божественных истин.

    Крещение в раннехристианской общине понималось отнюдь не как частная треба, а как событие важное и значимое для всей Церкви. У первых христиан  Крещение совершалось в великие церковные праздники — перед Пасхой, в праздник Святой Троицы, на Богоявление,  и другие. Крещение само по себе было тогда всеобщим церковным праздником. Вся община молилась в ожидании новых членов Церкви. Облаченные в белую одежду, они торжественно шли из крестильного храма в главный собор, где приступали к Евхаристической чаше.

   В Церкви исторически сложилось так, что два таинства Крещения  и  Миропомазания объединены одним чинопоследованием — то есть совершаются сразу друг за другом. В католической традиции таинство Миропомазания ( оно называется «конфирмация») отделено от Крещения длительным промежутком времени — до нескольких лет. Оно совершается над взрослым человеком, сознательно входящим в церковную жизнь после Крещения в младенчестве.

    В православной церкви новокрещеного человека сразу помазывают освященным Миром. Это таинство родилось из апостольского обычая возложения рук, как знака благодати Святого Духа. Когда христианская община сильно расширилась, так что апостолы не могли вовремя дойти во все отдаленные уголки, стали освящать Святое Миро — масло смешанное с благовониями, и отсылать удаленным Церквам для помазывания при Крещении в знак получения благодати Божией. Таинство Миропомазания  совершается над человеком один раз в жизни, как и Крещение.

   Последовательность молитв и песнопений, которая есть в современных богослужебных книгах, сформировалась, в целом, к 10 веку, в Византии, и оттуда перешла на Русь.

   Обычай надевать крест «новорожденному» христианину появился не сразу. Повсеместным он стал в начале 3 века.  Первые христиане совершали свои богослужения тайно, из-за гонений. Исторических свидетельств о той эпохе дошло до наших дней крайне мало. Но из некоторых церковных документов, например, из деяний 7-го Вселенского Собора, известно, что святые мученики Орест (пострадал ок. 304 года) и Прокопий (замучен в 303 году) носили на груди крест. Об этом обычае сказано также в жизнеописании священномученика Киприана Карфагенского. (ум 258 году)  На Руси обычай ношения креста приняли с крещением славян в 988 году.



Возврат к списку



Популярные товары

Все товары