8 (495) 120-04-23

Ежедневно с 9 до 21

Отложенные: 0 Просмотренные: 0

Ваша скидка: 0%

До скидки 0,5% Вас отделяет 500 р. Ваша корзина пуста

Как помочь ребенку сохранить веру в Бога?

  Большинство детишек сегодня принимает Крещение в младенчестве — в первые месяцы, а порой и в первые дни жизни. Так повелось, что в наши дни детей крестят  почти во всех русских семьях. Независимо от личного участия в церковной жизни, родители предпочитают, чтобы ребенок был крещеным — принадлежал Православной Церкви.

  Как сложится дальнейшая жизнь маленьких христиан? Многие ли останутся в Церкви? Что могут сделать родители, чтобы с раннего возраста привлечь свое чадо к храму, к миру религиозному? Как, наконец, сделать так, чтобы ребенок обрел веру — сначала в детстве, а потом, взрослея, сохранял ее, осмысливал? Ведь дети и взрослые совершенно по-разному воспринимают мир, и верят, соответственно, по-разному.

  Подростковый возраст и взросление для многих детей становятся критической полосой в религиозной жизни. Праздничные посещения храма с мамой или бабушкой, и воскресные причастия, для многих остаются в прошлом — в детстве. Незаметно начинается другая жизнь, в которой Церкви места не остается.

  Прежде чем попробовать ответить на эти непростые вопросы, остановимся на том, что такое религиозная вера? Один из опытных пастырей 20 века протоиерей Сергий Четвериков говорит, что вера «не есть что-либо постороннее человеку», что можно привить извне, навязать человеческой душе. Религиозная вера — одна из высших духовных потребностей личности. Вера органически присуща внутренней жизни человека.

  Когда мы стараемся, чтобы ребенок рос правдивым, добрым, отзывчивым, щедрым, когда мы пытаемся воспитать в нем вкус к прекрасному, мы не прививаем ему чего-то чужеродного, мы только помогаем ему рассмотреть в себе самом, как бы извлечь из глубин собственной души те добрые и благородные свойства, которые вообще присущи человеческой природе.  Всем людям свойственны в той или иной мере чувство правды, справедливости, природная доброта, чувство красоты. В чистой неиспорченной детской душе  эти свойства непосредственны и заметны. Важно только уметь закрепить это, поддержать ребенка в добром и правильном.

  То же самое можно сказать и о религиозном чувстве, о познании Бога.

Можно сказать, что вера приходит к человеку не извне, а изнутри — из глубин самого себя.

  Вопрос — почему одни люди до конца жизни сохраняют постоянную, твердую веру, тогда как другие, воспитанные в православной семье, вырастая, теряют ее безвозвратно, — один из самых, пожалуй, сложных  религиозных вопросов.

  Отец Сергий Четвериков говорит, что многое  «зависит от того, какое направление принимает внутренняя жизнь человека в его раннем детстве. Если человек, инстинктивно или сознательно, сумеет сохранить правильное соотношение между собой и Богом, он не отпадет от веры, если же собственное «я» займет в его душе неподобающее ему первенствующее и господствующее место, вера в душе его затмится».

  В раннем детстве человеческое «я» еще не развито. Ребенок только учится осознавать себя как личность — независимую, мыслящую, свободную. В детстве собственная личность никогда не выходит на первый план, ребенок учится через подражание старшим, его интересы направлены во внешний мир, а не на себя. Собственное «я» не является предметом поклонения. Почему и сказано: «если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное».

  С годами наше «я» все более и более возрастает, становится центром всей жизни, и предметом нашего угождения. «И эта в себе самих сосредоточенная эгоистическая жизнь обычно идет по двум направлениям - по направлению чувственности, служения телу, и по направлению гордости, узкому доверию и преклонению перед рассудком вообще и перед своим собственным в частности».

  Чувственность и гордость как два способа угождения собственному «я» - это именно те свойства, которые возобладали в первозданных людях, и заставили их преступить Божие повеление.

  То, что произошло с первыми людьми, происходит с каждым человеком. Неверное направление внутренней жизни, с детства стимулирующее  развитие или чувственности, или гордости, лишает нас способности видеть и слышать Бога. Служение и угождение самому себе — как преграда между Богом и человеком, — возникает, подчас, в юном возрасте, и с годами только крепнет. Однажды может наступить момент, когда эта преграда станет совершенно непроницаемой. Возможно, это и будет момент утраты веры.

  Возникает вопрос: что в данной ситуации зависит от родителей, а что лежит в области духовной свободы личности, о которой так часто напоминают современному человеку? Как сказал другой современный пастырь: «ребенок воспитывается сердцем», и никто не даст более точного совета, чем ваше собственное сердце.

  Главное, на чем  хотелось бы сделать акцент — у ребенка во всяком возрасте должен быть авторитет.  Это верующий человек , чье мнение весомо, значимо, кто по-настоящему является примером для ребенка. Замечательно,  если это будет крестный папа для мальчика или крестная — для девочки.

  Крещения ребенка — это необычайно важный шаг для развития личности. Даже если мы крестим крошечного младенца, мы можем доверить его такому восприемнику, который в будущем станет настоящим «ангелом-хранителем».  Тому, кто будет верным другом для вашего ребенка. А верный друг — в любом испытании будет рядом, всегда поможет выбрать правильный путь.

  Крестное родство — это на всю жизнь.  Но  родители младенцев, порой, относятся к таинству Крещения как самодостаточному ритуалу, не предполагающему дальнейшего развития событий; и приглашают в крестные близких друзей и подруг, совершенно не задумываясь об их отношении к Церкви, об их религиозном и просто человеческом опыте.

  Нельзя сказать, что внешняя сторона таинства Крещения как светлого, необычного праздника не имеет значения. Все, что касается праздничных ритуалов — поздравлений с крестинами, традиционных и оригинальных подарков на Крещение, — все это должно быть на высоте, создавать особую атмосферу и дух праздника.

  Если мы крестим не грудного младенца, а малыша постарше, который уже воспринимает происходящее, то праздничные ритуалы стоит особенно тщательно подготовить — день Крещения должен навсегда остаться в памяти ребенка, как что-то очень важное в его жизни.

  Другая сторона крестин заключается в том, что к ним нужно серьезно подготовиться духовно. Выбор восприемников от купели имеет огромное значение. Задача крестных родителей — дать верное христианское направление внутренней жизни ребенка.

  В том случае, когда ребенок по тем или иным причинам не имеет постоянного, плодотворного общения с крестными, авторитетным человеком может стать приходской священник, или верующий друг семьи, или кто-то из старших детей. Наличие авторитетного мнения поможет оградить ребенка от самоуверенности, от угождения самому себе. Умение прислушиваться к старшим и опытным  зарождает в душе  поиск высших истин  и  восприимчивость к христианскому учению.



Возврат к списку



Популярные товары

Все товары