8 (495) 120-04-23

Ежедневно с 9 до 21

Отложенные: 0 Просмотренные: 0

Ваша скидка: 0%

До скидки 0,5% Вас отделяет 500 р. Ваша корзина пуста

Как же выбрать имя ребенку?

Сущность имен


  Имя в жизни христианина имеет большое значение. Все сферы жизни христианство освящает молитвой, старается осмыслить через Евангельские заповеди и духовные законы православной веры. В особенности — выбор имени.  Большинство христианских имен, пришедших на Русь из Византии, несут в себе наименование добродетели, или личных качеств, свойственных идеальному христианину.  Например, Ирина — означает мирная, Иоанн — Божия благодать, Александр — защитник, Елизавета — почитающая Бога, Серафим (Серафима) — пламенный, Григорий — бодрствующий.


  Святитель Филарет поясняет церковный обычай выбирать имена по святцам следующим образом:

«Святая Церковь, зная, что немногие способны от себя нарекать имена, приносящие с собою благословение, учредила прекрасный обычай от святых заимствовать имена, которые по благодати святых всегда благознаменательны и способны принести с собою благословение. Но притом особенно благо младенцу, которому дают имя святого не по обычаю только, но по вере и любви к святому.»

  Русская Церковь издавна верила, что даруя родителям ребенка, и устанавливая день его появления на свет, Господь вручает его покровительству того или иного святого,  памятью которых ознаменован этот день. В самом имени святого заключена благодать Духа Святого, потому что святые жили так, как учил и заповедовал Господь Иисус Христос. И Бог прославил их имена. Как говорил отец Иоанн Кронштадский: «Бог во святых почивает и в самом имени их».  Следовательно, имя таинственным образом соединяет душу человека с Божественной реальностью. Через имя человек как создание Божие соединяется с Творцом.

  Во многих древних культурах имя человека наделялось сакральным смыслом. Религиозные народы древности понимали наименование человека, места или вещи как выявление в точном слове их глубинной сути, характерной особенности. Так расшифровываются имена героев священной истории. В Ветхом Завете мы читаем: «Создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни» (Быт. 2, 7). Имя первого человека — Адам — и означает: человек.

  «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего» (Быт. 2, 22-23). «И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих» (Быт. 3, 20). (Ева — подательница жизни, жизнь.) В русском переводе, на первый взгляд, непонятно в чем тут дело. Но толкователи объясняют, что в древнееврейском языке «муж» - иш,

а «жена» - иша.

  Из этих отрывков мы видим. что имена первых людей отражали их особую функцию в истории человечества.

Примечательно, что мирское имя  Апостола Петра было — Симон, что означает «услышание». Основателем христианской Церкви стал тот, кто умел слушать и слышать Бога.

  Отношение к имени как выражению главных личных особенностей имело место и у первых христиан.  Имя великомученика Пантелеимона переводится как «всемилостивый». Действительно, он всю жизнь оказывал милость людям: бесплатно лечил больных, много милостыни раздавал нищим.

 

Как выбрать имя приносящее благословение?


  К нашему времени  вполне подходят слова святителя Феофана Затворника: «Имена у нас стали выбирать не по-Божьему» 

А как будет по-Божьему? Святитель разъясняет: «Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутки, или дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст: ибо дни рождения в руках Божиих»

  «Согласно указанию Требника (гл. 2), имена христианские должны быть нарекаемы младенцам в восьмой день по рождении, по примеру Спасителя Христа, принявшего имя Иисус в восьмой день по Своем рождении (Лк. 2, 21), как требовал того ветхозаветный закон обрезания и наименования (Быт. 17, 4-15)».

  По преемству от Древней Церкви появился обычай совершать таинство Крещения ребенка на восьмой день от рождения. Имя выбирали по церковному календарю — из тех имен, которые прославлены были Церковью в этот день.  Для девочек было допущение — смотреть на несколько дней вперед, если в день Крещения не было памяти святых жен. Женских имен в святцах значительно меньше, чем мужских.

  Надо сказать, что этот обычай никогда не был строгим на Руси. Так совершалось только по благочестивому желанию родителей.

  Нередко ребенка называли именем святого, память которого выпадала на день рождения, в таком случае, именины и день рождения совпадали. Это так прочно закрепилось а народном сознании, что уже в советской России и в наши дни, всех. кто отмечал день рождения, традиционно величали «именинником».  Хотя именины — это праздник святого, в честь которого крещен человек.

  На Руси были случаи, что родители выбирали имя ребенку по обету, в честь определенного святого, которого избрали заранее, и молились ему о даровании ребенка, о благополучных родах. В этом случае именины ребенок будет праздновать в день памяти этого святого, независимо от дня рождения. Если память святого празднуется несколько раз в году, то выбирается ближайший день ко дню рождения.

  Таким образом, человек в любом случае получал имя при Крещении не произвольно, а  по одному из церковных правил, что и было благословением Церкви. Как сказал диакон Андрей Кураев: один из главных законов религиозной жизни заключен в следующем — во что верит человек, то реально и происходит в его жизни.

  По нашей вере, имя освященное подвигом святого, приносит благодать и духовную силу его носителю в современной жизни.



Возврат к списку



Популярные товары

Все товары