8 (495) 120-04-23

Ежедневно с 9 до 21

Отложенные: 0 Просмотренные: 0

Ваша скидка: 0%

До скидки 0,5% Вас отделяет 500 р. Ваша корзина пуста

О Божественной Литургии

  Литургия — главное богослужение православной Церкви. В просторечии Литургию называют иногда «обедня», потому что совершается она в утренние часы, перед обедом.

  Прообраз Литургии — Тайная Вечеря, описанная в Евангелии, - тайная ночная трапеза Иисуса Христа со своими учениками, на которой Господь преломил хлеб и раздал апостолам со словами: « ...примите, ядите, сие есть тело мое.  И взяв чашу, и благодарив, подал им и сказал: Пейте из нее все;  Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов.»(Мф, 26, 26-28)

  Целью совершения Литургии является таинство Причастия Святых Христовых Тайн, по завету Спасителя. В течении нескольких первых веков христианства сложилось чинопоследование литургии — то есть особый порядок молитв, священнодействий и песнопений, имеющий необыкновенно глубокий, символический смысл.

  Христиане издревле приходят в храм, чтобы всем вместе, единою душой — «едиными усты и единым сердцем» —  говорится в одной из молитв, помолиться о самом важном для людей. Литургические молитвы  охватывают все сферы и общественной, и частной, и даже общемировой жизни. Христиане молятся обо всех верующих во Христа по всей земле, о своем народе и укреплении государства, о  родных и близких, конечно, о себе самом.

  По-гречески, главное христианское богослужение называется Евхаристия, что значит благодарение. Благодарность Творцу мира — это то, что двигало составителями молитв и песнопений Литургии.

И сегодня, мы не только просим у Бога помощи, вразумления и защиты, но, прежде всего, благодарим Его, за чудо жизни, за дар веры, за множество явных и неявных благодеяний, оказанных нам через людей и обстоятельства, в течении всей жизни нашей.  Но главное, за что мы благодарим Господа, это — за великую жертву Сына Божия, открывшую нам возможность вечной жизни.

  Кульминация Литургии — то есть,  ее высшая точка, то, ради чего  совершается  богослужение — это таинство пресуществления (преложения) хлеба и вина в  Пречестное Тело и Пресвятую Кровь Спасителя Иисуса Христа. Молитвами священства и всех верующих, Господь на каждом богослужении, в каждом храме по всей земле, совершает это непостижимое чудо. О том, что это действительно так, говорят множество случаев исцелений и различной чудесной помощи тем, кто с верой причащается Святых Христовых Тайн. Смысл Литургии — именно в таинстве Причастия.

  Литургия состоит из трех частей, которые, как три ступени ведут к ее наивысшей точке — Евхаристическому Канону и Святому Причастию.

   

  Начинается Литургия подготовкой вещества для таинства (даров) — это первая часть, называемая греческим словом «проскомидия», что значит «принесение». Первые христиане сами приносили в храм хлеб и вино, для совершения таинства Причащения. Богослужебный хлеб называется «просфора» - «приношение».  Для  Литургии необходимы пять специальных просфор. Пять просфор — это память о пяти хлебах евангельских. (Мк, 6, 38-44)

  Во время проскомидии, из первой просфоры, священник вырезает срединную часть в форме куба — она называется Агнец. Эта часть в свое время служит для претворения в Святые Тайны. На «агничной» просфоре изображается крест с буквами «ИС ХР» и «НИ КА», что значит «Иисус Христос побеждает». ( Это победа над грехом, над смертью и над дьяволом.)

 

«Три вещи заключаются в хлебе, в соответственность трехчастности души и в честь Троицы: мука с закваской, которая служит образом души; вода, означающая Крещение, и соль, знаменующая ум и учение Слова...»

 Из других просфор также вынимаются частицы в честь Божией Матери, пророков, апостолов, святых, а также за живых и усопших членов Церкви, имена которых написаны в церковных записках, поданных на проскомидию. Изъятие частиц происходит в алтаре на специальном столе. который называется «жертвенник».

  Все частицы укладываются на большое круглое блюдо, называемое «дискос». Круг — в христианстве символ вечности. Частицы символически показывают единство Церкви — земной и небесной, в центре которой — Господь Иисус Христос, в образе Агнца, то есть, жертвы за грехи человечества, с правой стороны — Божья Матерь, рядом — святые пророки, апостолы и все святые, а также земные люди, живые и умершие, за которых вынуты части из просфор, с особой молитвой.

  То, что вся Церковь представлена под видом частей хлеба, показывает глубокое родство и единство человеческой природы с Богочеловеческим Естеством Спасителя, ангельски чистым Естеством Богородицы и со всеми святыми.  Во время проскомидии также подготавливается вино для таинства — красное виноградное вино соединяется с водой.

  После проскомидии  начинается, собственно, Литургия, с возгласа священника: «Благословенно Царство, Отца и Сына и Святого Духа!».  Следующая часть  богослужения  называется Литургия оглашенных. На ней могут присутствовать и молиться не только члены Церкви, но и те, кто готовится принять Крещение — в древности из называли «оглашенными»

  Литургия оглашенных состоит из молитв, песнопений, прошений, чтения Посланий Апостолов и Евангелия, которые подготавливают верующих к главному событию — пресуществлению Святых Даров.  Эта часть службы заканчивается возгласом диакона: «Оглашенные изыдите!» Это повеление всем некрещеным, присутствующим на богослужении, выйти из храма. Приступать к таинствам Церкви могут только принявшие  Крещение люди.

  Начинается Литургия верных.  «Никто не достоин из связанных плотскими похотями и наслаждениями приступать или приближаться, или служить Тебе, Царю Славы, ибо служение Тебе велико и страшно и самим Небесным Силам», - молится священник в алтаре. Хор в это время поет Херувимскую песнь, в которой есть знакомые всем слова: «всякое ныне житейское отложи попечение...»

  Это значит, что наступило время особенных священнодействий, и верующие должны максимально сосредоточиться, следить мыслью за словами молитв и песнопений, и не отвлекаться ни по какому поводу.

  Священнослужители совершают великий вход, и переносят Святые Дары — чашу с вином и дискос с Агнцем и частицами, -  с жертвенника на престол, для совершения таинства Евхаристии. Святые Дары символически изображают Спасителя Иисуса Христа, шествующего на вольные страдания  и смерть за грехи рода человеческого.

  Чаша и дискос вносятся в алтарь через Царские врата и ставятся на престол, символизируя снятие тела Спасителя со креста и положение Его во гроб. Читается тропарь: «Благообразный Иосиф, с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив и благоуханьми, во гробе нове, закрыв, положи.»  Царские врата закрываются. Завеса задергивается, подобно тому, как закрыт был вход во гроб Господень.

  Большим покровом, как плащаницей, накрываются чаша и дискос.

«Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы...» - призывает диакон, и хор поет; «Отца и Сына и Святого Духа, Троицу   иносущную и Нераздельную.» После чего весь храм поет Символ веры.

  Евхаристическая жертва совершается христианами при взаимной любви, единомыслии и едином вероучении. Пением символа веры все собравшиеся в храме свидетельствуют о своей вере и верности Святой Церкви.

  Далее, священник возносит Богу благодарственные молитвы, по примеру Господа Иисуса Христа, благодарившего Бога Отца на Тайной Вечери, после чего, в алтаре начинается чтение тайных молитв Евхаристического канона.

"В этот высочайший момент Литургии соединяются и соприсутствуют вместе прошлое, настоящее и будущее: Совет Отчий о принесении Сына... (Рим. 14, 24); дело Сына, уже совершенное (Крест, Гроб, Воскресение, Вознесение), совершаемое (одесную седение) и имеющее совершиться (Второе и Славное пришествие); сошествие Святого Духа Животворящего, Который освящает нас и предлежащия  Дары сия"

 

«Во время пения «Тебе поем» священник просит Бога Отца ниспослать Святого Духа на всех молящихся и на Дары. На молящихся, чтобы их очистить от всякой скверны греховной. На предлежащие  Дары, - чтобы освятить их, преложить в Тело и Кровь Господни.»

  Перед преломлением Святого Хлеба в алтаре, и причащением священнослужителей, как учеников Господних, весь храм поет молитву Отче наш.

«Священник преломляет Святой Хлеб, произнося слова:Раздробляется и разделяется Агнец Божий... По этому священному действию литургия в древности называлась "преломление Хлеба" (Деян. 2, 46). В молитве священника при раздроблении Агнца исповедуется непостижимая умом тайна, что Тело Христово остается целым (раздробляемым и неразделяемым) и в каждой частице его содержится вся полнота Таинства.»

  После причащения священнослужителей, открываются царские врата, диакон возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите!». Священники выносят из алтаря Святую Чашу.

Перед Святой Чашей мы исповедуем  веру в таинство и спасительную силу Святых Тайн, повторяя за священником слова молитвы: «Верую, Господи и исповедую...»

Начинается причащение. Весь народ в храме поет песнопение: « Тело Христово примите, Источника безсмертного вкусите»

 

«Все любим жизнь, - писал отец Иоанн Кронштадский в дневнике, - но нет в нас истинной жизни без источника жизни — Иисуса Христа.

Литургия есть сокровищница, источник истинной жизни, потому что в ней Сам Господь. Владыка жизни преподает Себя Самого в пищу и питие верующим  в Него, и  в избытке дает жизнь причастникам Своим, как Сам говорит: «ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный.

Аз приидох да живот имут и лишше (больше) имут.» (Ин, 6, 54, 10, 10)

 

  Христиане, приступавшие накануне к таинству исповеди, подходят к Чаше.  У Святой Чаши не крестятся, руки складывают на груди крестообразно, и называют свое имя.  После принятия Святых Тайн, нужно поцеловать край Чаши, как прободенное ребро Спасителя.

  После Причастия, священник благословляет народ Святой Чашей, это символизирует тот момент, когда Спаситель благословил учеников и стал отдаляться от них и возноситься на небо.

  На отпусте Литургии священник поминает имена святых, память которых праздновала в этот день Церковь. Хор поет многолетие Святейшему Патриарху, епархиальному архиерею, братии храма и всем молящимся в храме. Народ подходит к священнику и целует крест — знак Христовой победы над смертью.

  Причастившиеся Христовых Тайн должны выслушать благодарственные молитвы по Святом Причащении, их начинает читать диакон сразу после отпуста — благословения молящимся на уход из храма.

 



Возврат к списку



Популярные товары

Все товары