8 (495) 120-04-23

Ежедневно с 9 до 21

Отложенные: 0 Просмотренные: 0

Ваша скидка: 0%

До скидки 0,5% Вас отделяет 500 р. Ваша корзина пуста

Почему мы подаем записки «о здравии» и «об упокоении»

Помянник и церковная записка.

 

  Церковная записка подаваемая «О здравии» или  «Об упокоении» вошла в обиход церковной жизни не так давно — это явление послевоенного времени.   До революции, почти каждая православная семья хранила дома, рядом с семейными иконами, небольшую книжечку — помянник.  В помянник, похожий на ученическую тетрадку или блокнот, записывались имена живых и усопших членов семьи, для того, чтобы за литургией передать его в алтарь — для поминовения. Сегодня книжки помянников можно купить в церковных киосках или магазинах православной книги.

  Помянник передается из поколения в поколение, как память о предках — о близких и дальних родственниках. По нему можно, в некоторой степени, проследить свою родословную. Помянник — семейная реликвия для каждого православного христианина, и относиться к нему следует с уважением. Книжки помянников аккуратно хранят рядом с домашними иконами.

  Церковная записка, по сути, это — разовый помянник.  К запискам  необходимо  относиться с тем же почтением, что и к домашнему помяннику. Записка, не имеющая изображения креста, написанная небрежным, неразборчивым почерком, говорит о непонимании  высокого назначения записей имен живых и усопших для поминовения за богослужением.

 

Почему  важно  молится о наших близких в храме?

 

  По учению Церкви, домашняя молитва не имеет такой благодатной силы, как молитва общая, церковная, хотя и она необычайно важна, и бывает благотворной и спасительной для наших родных. Но молитва всей Церкви — это та важнейшая часть религиозной жизни, о которой Господь сказал: "Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18, 19-20).

В храме для общей молитвы собираются верующие. В храме таинственным образом пребывает сам Бог — Пресвятая Троица.

В храме приносится священниками Святейшая Бескровная Жертва.

  В Церкви Ветхого завета молитвы сопровождались принесением в жертву животных во очищение от грехов и умилостивление Бога.

В христианской Церкви жертвоприношения животных не существует, так как "Христос умер за грехи наши" (1 Кор. 15, 3).  "Он и есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира" (1 Ин. 2,2).

  Он принес в жертву за все человечество Свою Пречистую Кровь и Плоть и установил на Тайной Вечери совершать, в воспоминание о Нём, принесение под видом бескровных даров - хлеба и вина, - Его Пречистой Плоти и Крови во оставление грехов, что и совершается в храмах на Божественной литургии. Как в Ветхом Завете к молитвам присоединялись жертвы, так и теперь в храмах, кроме молитвы, возносится Святейшая Бескровная Жертва - святое Причастие.

  Церковная молитва наделена необычайной силой еще и потому, что возносится священником, специально поставленным  Богом на служение. "Я вас избрал и поставил вас, - говорит Спаситель Своим Апостолам, - чтобы... чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам" (Ин. 15, 16).  Полученные от Христа благодатные дары и возложенные на них обязанности, апостолы передали своим преемникам — епископам и пресвитерам. Епископы были поставлены во главе созданных апостолами Церквей, им был завещан главный долг:

"совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков" (1 Тим. 2,1). Потому святой апостол Иаков и говорит христианам: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним" (Иак. 5, 14).

  Так, с апостольских времен и доныне мы молимся в Церкви о даровании нам духовных даров — дара рассуждения, разумения, как поступить в той или иной затруднительной ситуации, которыми преисполнена жизнь современного человека. Также просим терпения, снисхождения, духа милости и милосердия. так сам Господь сказал:

«Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем и найдете покой душам вашим.»(Мф, 11, 29)

Конечно, мы просим в молитвах здоровья и исцеления болящих, просим помощи в различных делах.

«Святой праведный Иоанн Кронштадтский вспоминал, как его, еще молодого священника, незнакомая женщина попросила помолиться об успехе одного ее дела.
- Я не умею молиться, - смиренно отвечал отец Иоанн.
- Помолитесь, - продолжала просить женщина. - Я верю, что по вашим молитвам Господь поможет мне.
Отец Иоанн, видя, что она возлагает такие большие надежды на его молитву, еще больше смутился, снова утверждая, что он не умеет молиться, но женщина сказала:
- Вы, батюшка, только помолитесь, я вас прошу, как умеете, а я верю, что Господь услышит.
Отец Иоанн стал поминать за литургией эту женщину. Через некоторое время батюшка снова встретил ее, и она сказала:
- Вот вы, батюшка, только помолились за меня, и Господь послал мне по вашим молитвам, что я просила.
Этот случай так повлиял на молодого священника, что он понял всю силу иерейской молитвы».

 

  Великие русские старцы близких к нам времен, донесли до нас в неизменной чистоте апостольский завет о молитве.

«В затруднениях. недоумениях и всех обстоятельствах ближайшее средство и верное к пользе нашей — одно обращение ко Господу и возложение на Него всей печали и попечения. Притом, надо молить Бога о тех, с кем предлежит дело, и все уладится хорошо. Господь просвещает всякого человека, грядущего в мир и дает мир душам нашим». (Преподобный Моисей Оптинский)

 

Чьи имена можно писать в записках?

 

  В записках «О здравии» или «Об упокоении»  пишут имена тех, кто крещен в православной церкви, следует писать имя, данное человеку при Крещении.

 

Первая записка, подаваемая нами - «О здравии». 


  Понятие «здравие» подразумевает не только физическое здоровье человека, но и его духовное состояние — его веру, исполнение им заповедей Божиих, чистоту души и пр. В это понятие входит также материальное благосостояние человека. В записку «О здравии» мы можем вписать имена всех, кому мы желаем, здравия, благополучия  и спасения души.

Евангелие учит, что каждому необходимо молиться не только за себя, но и за других  "молитесь друг за друга" (Иак. 5, 16). На этой общей молитве друг за друга и строится Церковь.

  В царской России все поминовения начинались с имени Государя Императора, о его здравии молились во всех храмах страны и в домашних церквях.  Сегодня, подавая записку о здравии, мы должны первым написать имя Святейшего Патриарха, за ним — Преосвященного Архиерея, поставленного от Бога духовного начальника, приносящего молитвы и жертвы за вверенную ему паству. Многие православные так и пишут записки о здравии. Так учит Священное Писание: "прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1 Тим. 2, 1-4).

После поминания высшей церковной иерархии пишется имя духовного отца, который непосредственно наставляет, ведет ко спасению, молится о вас Богу.  У апостола Павла читаем: "Поминайте наставников ваших" (Евр. 13,7).

  Затем пишутся имена родителей, членов семьи, родных и близких, свое имя. Каждый христианин должен молиться о здравии и благополучии своей семьи.  

"Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного" (1 Тим. 5,8).

  После имен родителей и близких родственников, впишите имена ваших благодетелей. Если кто-то помог вам, сделал для вас доброе дело, то и вы должны желать для него добра и блага и молиться об этом.

" ...отдавайте всякому должное... Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон" (Рим. 13,7-8).

  Наконец, если у вас есть недоброжелатель, завистник, или даже враг, впишите его имя для молитвы, по заповеди Господа: «...любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас" (Мф. 5, 44).

Молитва за врагов и за враждующих — великая сила против вражды.

Известно множество случаев, когда один из врагов вписывал  в записку имя своего недруга рядом со своим — и вражда прекращалась, водворялся мир.

 

Вторая записка, подаваемая нами - «О упокоении»


  В ней мы пишем имена усопших родных, друзей, учителей, благодетелей, всех, кто нам дорог.  Как мы молимся о живых, так должны молиться и об умерших — не только за ближайших родных, но и за всех прародителей, имена которых нам известны, за всех, кто при жизни сделал нам добро, помог, научил. Умершие, хотя и пребывают телом в земле, но душою у Бога, они продолжают жить невидимой для нас жизнью перед очами Божьими,

так как Сам Господь говорит в Святом Евангелии: "Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы" (Лк. 20, 38).

  Все мы, живущие на земле, составляем с отошедшими в иной мир, одну Церковь — одно тело Христово, имеющее во главе — Господа Иисуса Христа. "Живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, - всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми" (Рим. 14, 8-9).

 

Как же совершается на литургии поминовение по нашим запискам?

 

  Приготовление к принесению Бескровной Жертвы начинается до службы, во время проскомидии.

Проскомидия — это подготовительная часть литургии, в течении которой приготовляют хлеб и вино для таинства. В переводе с греческого это слово означает «принесение» - первые христиане, сами приносили в храм хлеб и вино, необходимые для Евхаристии.

  Проскомидия символизирует Рождество Спасителя и совершается в алтаре, невидимо для всех, находящихся в храме, также  скрытно для мира родился Иисус Христос.

Для проскомидии применяются пять особых просфор.

  Из первой просфоры, после специальных молитв, священник вырезает середину  в форме куба — этой части просфоры дано название «Агнец».

  Эта просфора, «агничная», полагается на дискос — круглое блюдо на подставке, символизирующее ясли, в которых родился Христос. Агничная просфора и служит для Причащения. Из второй просфоры - «богородичной» священник вынимает часть в честь Божьей Матери, эта частица полагается на дискос по левую сторону от Агнца. Из третьей просфоры, "девятичинной", вынимаются девять частиц - в честь святых: Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников и преподобных, бессребреников, Иоакима и Анны и того святителя, имени которого совершается литургия. Эти вынутые частицы располагаются на дискосе по правую сторону от Агнца, по три частицы в ряд.

  После этого священник вынимает частицы за священство — патриархов, епископов, пресвитеров, диаконов. Из четвертой просфоры — о здравии, из пятой — об упокоении, отошедших от  нас патриархов, архипастырей, создателей храмов, священников. На дискос укладываются и эти частицы, сначала за живых, ниже — за усопших.    Затем священник приступает к просфорам, поданным верующими. В это время и читаются записки и помянники, которые поданы в свечную лавку на проскомидию. Вынимая частицу из просфоры, священнослужитель читает имя из списка, и молится об этом человеке: «Помяни, Господи, (имя) ...». Все вынутые частицы укладываются на дискосе вместе с частями из богослужебных просфор.

 

В чем значение вынутых частиц? Почему молитва на проскомидии считается особенно ценной и важной для человеческой души?

 

  На эти вопросы подробно отвечает свт. прав. Иоанн Кронштадский в своих записках о литургии. Отец Иоанн Кронштадский при жизни служил литургию каждый день, жил ею. Его понимание таинств и переживания богослужения были необыкновенно глубокими, яркими.

  Об изъятии частиц о Иоанн пишет: «Сам Агнец в виде части хлеба зрится и предлагается; и искупленные Кровию Его люди на проскомидии воспоминаются под образом частей хлеба, изъятых из просфор, чем показывается единство человеческого естества с Божественным, неслитно соединенного в Иисусе Христе, и в нас, причастниках Его.

«Ядый Мою Плоть, и пияй Мою Кровь, во мне пребывает и Аз — в нем»

(Ин, 6, 56)

  Изъятие частиц за живых и за усопших, отец Иоанн, вслед за всей Церковью, ставит выше, спасительнее и благотворнее, чем даже молитва о них. Через Агнца Божия мы соединяемся с поминаемыми существеннее, чем через наши молитвы. То есть  в проскомидии мы соединяемся со всей Церковью небесной и ныне живущей — соединяемся с Божьей Матерью, Святыми Пророками, Апостолами, Святителями всех времен.

«Молясь и особенно давая вынимать частичку за здравие и спасение и за упокой вы сообщаетесь на проскомидии и литургии со всеми»

  Так издавна веровал и простой народ, подать «просфорочку» он ставил выше холодного упоминания диаконом на ектении, вынуть частицу — дороже и архиерейской молитвы, ибо она в свое время опуститься в «Кровь Агнчую» со словами: «Отмый Господи, грехи поминавшихся зде Честною твоею Кровию молитвами святых».

 

Заказная записка

 

  Кроме обычного поминовения о здравии и об упокоении можно подавать заказные записки. Они отличаются тем, что в дополнение к изъятию частиц из просфоры, диакон читает имена поминавшихся на ектении — особом прошении перед алтарем. Потом эти имена повторяет священник перед престолом. Сразу после литургии, о людях, поминавшихся в заказных записках, служат  молебен.

 

Как правильно подавать записки о здравии и об упокоении.


1. Записки надо подавать до начала литургии. Лучше всего,  поминания подать вечером, накануне, или рано утром, до начала службы.
2. Вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того, чье имя вы вписываете - это уже молитва.
3. Записка должна содержать не более пяти-десяти имен. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких - подайте несколько записок.
4. Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос "кого?").
Первыми указываются имена архиереев и иереев, причем указывается их сан - например, "о здравии" епископа Тихона, игумена Тихона, иерея Ярослава, затем пишите свое имя, своих родных и близких.
5. То же относится и к запискам "о упокоении" - например, митрополита Иоанна, протоиерея Михаила, Александры, Иоанна, Антония, Илии и т.д.
6. Все имена должны быть даны в церковном написании (например Георгия, а не Юрия) и полностью (например Александра, Николая, но не Саши, Коли),
7. В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства.
8. Ребенок до 7 лет в записке упоминается как младенец — младенца Иоанна. С 7 до 14 лет — отрок.
9. Если хотите, в записках о здравии перед именем можно упомянуть "болящего", "воина", "путешествующего", "заключенного". Не пишут в записках - "страждущего", "озлобленного", "нуждающегося", "заблудшего".
10. В записках "О упокоении" усопший в течение 40 дней по кончине именуется "новопреставленный". Допускается в записках "О упокоении" написание перед именем "убиенный", "воин", "приснопамятный" (день смерти, день именин усопшего).


  Записки на молебен или панихиду, которые совершаются после окончания литургии, подаются отдельно.



Возврат к списку



Популярные товары

Все товары