8 (495) 120-04-23

Ежедневно с 9 до 21

Отложенные: 0 Просмотренные: 0

Ваша скидка: 0%

До скидки 0,5% Вас отделяет 500 р. Ваша корзина пуста

Православный пост

   Для чего мы соблюдаем посты?

 

   Каждый приходящий сегодня в храм, и из тех, кто заходит изредка, по случаю крестин или венчания, или по великим праздникам,  и те, кто бывают чаще, знают, слышали, что верующие люди в определенное время года соблюдают пост — то есть отказываются от употребления пищи животного происхождения.  Некоторые, сомневаясь в необходимости поста, ссылаются на евангельские заповеди, подчеркивая, что среди них нет прямого указания, что надо поститься. Однако Священное Писание, церковная история, жития святых переполнены примерами строжайшего поста и воздержания среди верующих.  Попробуем разобраться, в чем причина столь строгих требований Церкви относительно соблюдения постов.

     Мало кто задумывается, что заповедь о посте была первой заповедью Бога человечеству. Адам и Ева  -  первые люди на земле, пребывая в Раю, были совершенно свободны, никаких запретов  не имели, кроме одного — не вкушать плодов с дерева познания добра и зла. Это единственное. в чем требовалось от них воздержание.

Именно это святые отцы и учителя Церкви называют прообразом будущих постов.

 

   «Пост — дар древний; пост — драгоценность отцов. Он современен человечеству. Пост узаконен в раю. Такую первую заповедь принял Адам: «от древа, еже разумети доброе и лукавое, не снесте» (Быт. 2,17). А сие: не снесте — есть узаконение поста и воздержания»

   Св. Василий Великий.

 

   Следовательно, пост — ровесник человечества. Он явился, как важнейшее условие жизни, с началом бытия первых людей.

Будучи безгрешными, преисполненными многими дарованиями от Бога, совершенно свободными, не подверженными ни болезням, ни старению, ни смерти, Адам и Ева в раю, все же должны были воздерживаться от вкушения плодов с заповедного древа.

   «Если бы постилась Ева, и не вкусила с древа, то мы не имели бы теперь нужды в посте. «Ибо не требуют здравии врача, но болящий» (Мф. 9, 12). Мы повреждены грехом; уврачуемся покаянием, а покаяние без поста не действенно. «Проклята земля... терния и волчцы возрастит тебе» (Быт. 3, 17—18). Велено сокрушаться духом, а не предаваться роскоши. Постом оправдись пред Богом»

     Св. Василий Великий


   С какой же целью мы постимся, что должно быть результатом, плодом наших волевых усилий? Об этом рассуждают многие великие святые, в этом — тайна жизни и бессмертия, тайна промысла Божия о роде человеческом.

«В законе написано, что Бог повелел сынам Израилевым каждый год давать десятину из всего, что они приобретали, и делая так, они имели благословение во всех делах своих. Зная сие, св. Апостолы установили... чтобы мы отделяли десятину от самых дней жизни нашей и посвящали ее Богу: дабы и мы таким образом получили благословение на все дела наши, и ежегодно очищали грехи, сделанные нами в течение года. Рассудив так, они освятили нам семь недель Четыредесятницы»

   Преп. Авва Дорофей


   Воздержание в пище — то есть отказ от употребления продуктов животного происхождения — не цель поста, а только средство для правильной духовной жизни. Пост — основание для молитвы, и участия в таинствах Покаяния и Причащения. 

Пост без молитвы — просто диета.


   Под постом надо понимать не один отказ от определенного состава пищи, ее изысканности и обилия, но совокупность всех средств в борьбе со страстями. Первая ступень в этой борьбе — воздержание в еде, дальнейшие ступени подразумевают отказ от всего чрезмерного или греховного, и касаются внутренней духовной жизни. Эта истина проверена многовековым опытом святых подвижников и слова о том, что "лучше, чем не есть скоромного, - не злиться, не обижать, не завидовать" - пустые слова.

   Церковь установила четыре многодневных поста, они предшествуют великим праздникам.  Эти посты помогают нам духовно подготовиться к праздникам, обновиться душой и телом, как обновляется четыре раза в год сама природа.  Обычай поститься появился в Церкви первых веков, как необходимость проникнуться глубиной и величием события, например, Воскресения Христова, или Рождества Спасителя.  Как необходимость прочувствовать духовный смысл праздника, перед которым отступают естественные потребности человека. даже такая насущная,  как потребность в пище.


    Значение поста


   Один из древних христианских мыслителей, поясняя взаимосвязь и взаимозависимость души и тела, приводит в пример образ музыканта и музыкального инструмента. Душа — музыкант, а тело — инструмент.

   Если инструмент поврежден, то музыкант, при всем мастерстве, будет не в состоянии извлечь гармоничные звуки. С другой стороны, если болен музыкант, инструмент молчит. Но эта поэтическая метафора передает всего лишь некую грань взаимодействия души и тела. На деле, связь тела и духа намного сложнее.

   Архимандрит Рафаил (Карелин), развивая эту мысль, пишет:

«Благодаря посту тело становится утонченным инструментом, способным улавливать каждое движение музыканта – души. Образно говоря, тело из африканского барабана превращается в скрипку Страдивари. Пост помогает восстановить иерархию душевных сил, подчинить сложную психическую организацию человека высшим духовным целям. Пост помогает душе побеждать страсти, извлекает душу, как жемчужину из раковины, из плена всего грубо чувственного и порочного. Пост освобождает дух человека от влюбленной привязанности к вещественному, от постоянной обращенности к земному.»

   Добровольное самоограничение способствует осознанию и развитию духовных способностей личности, прежде всего — внутренней свободы.

   Об этом хорошо знали древние мудрецы.  «Человек должен есть, чтобы жить, но не жить, чтобы есть», –  учил Сократ.

Пост делает человека более независимым от внешних обстоятельств, и служит тому, что низшие потребности сводятся к минимуму. При этом освобождаются физические и душевные силы, время и возможность для духовной жизни.

   Пост — дело воли.  Кто не сможет ограничить себя в простом и малом деле — в пище, тот не в состоянии победить более сильные и утонченные страсти.

   Христос сказал: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12).

«Без постоянного напряжения и подвига воли Евангельские заповеди останутся только идеалами, сияющими в недосягаемой высоте, как далекие звезды, а не реальным содержанием жизни человека.» (Архимандрит Рафаил (Карелин)

Описанный выше аспект поста — личностный, важный для индивидуального развития и христианского совершенствования каждой души. Но есть и другой аспект, не менее важный — общецерковный.

   Церковь — единый, живой организм, как и всякий организм существует в определенных ритмах. Посты служат для подготовки к великим праздникам. Пост — необходимое условие для покаяния.  Без покаяния и очищения человеку невозможно пережить духовную радость праздника. Он может испытать эстетическое наслаждение, подъем сил, но это только суррогаты духовной радости. Истинная, обновляющая и укрепляющая радость, как действие благодати, не сможет войти в сердце, не очищенное покаянием.

   Некоторые посты посвящены скорбным датам христианской истории.

В среду Христос был предан своим учеником Иудой, в пятницу — претерпел крестную, мучительную смерть.  Из любви и сострадания к Господу, христиане постятся в эти дни всю жизнь. Это естественно — скорбные события в нашей жизни несовместимы с развлечениями и обильными пиршествами.   Те, кто не постится в эти дни — не помнит о Боге и не может любить Его.


    Многодневные посты в православии


   Рождественский пост


   Первые упоминания о Рождественском посте относятся к 5-6 векам. Этот пост появился из более древнего обычая — готовиться воздержанием и постом к празднику Богоявления, который отмечали христиане уже с 3 века.  В 4-ом веке произошло разделение на праздники Рождества Христова и Крещения Господня.

В старой России этот пост начинался 15 ноября, а 14 ноября — день памяти апостола Филиппа, последний день перед постом называют заговеньем, так как заговенье совпадало с именем апостола Филиппа, Рождественский пост иногда называли Филипповым постом.

   Сегодня Рождественский пост начинается 28 ноября (по новому стилю) и продолжается до 6 января (по новому стилю). 7 января мы празднуем Рождество Христово — рождение в мир Богочеловека Иисуса Христа.

Рождественский пост установлен для того, чтобы мы могли очистить свое сердце покаянием, молитвой, милосердием и прощением обид.

   Чистая душа — это наш дар родившемуся в мир предвечному Богу.

Рождественский пост по церковному уставу — не строгий пост.

   В субботу, воскресенье, а также во вторник и четверг, если на эти дни выпадает праздник или память крупных святых — разрешается употребление рыбы и морских животных.

   Рыба и морские животные, вообще считается в православии постной пищей. Также, постная пища -это любые растительные продукты.

   Отказ от рыбы подразумевает только строгий пост. Но важно помнить, что Церковный Устав, отраженный в календаре, является монашеским уставом. Для мирян,  пост, лучше всего, согласовывать с духовным отцом, который знает обстоятельства вашей жизни, состояние здоровья и многое другое. Пост должен помогать человеку совершенствовать свою душу, а не быть в тягость и во вред здоровью. Правильно определить свою меру в посте может помочь только опытный духовный наставник.


    Великий пост


   Великий пост — особое время. Это время дается нам специально, чтобы мы могли очистить свою душу, сосредоточиться, насколько позволяют обстоятельства, на духовной жизни, и подготовиться к пасхальным дням.

Воскресение Христово — это центр, сердце нашей веры.

   Ощутить пасхальную радость в полной мере возможно лишь после того, как мы потрудимся над искоренением греховных привычек, потерпим все, что неприятно для тела — ограничение в пище, отказ от чего-то привычного в пользу молитвы, труда, чтения Евангелия.

   Это общие правила, в этом единодушны и древние учителя Церкви и современные проповедники.

Великий пост построен так, что каждая неделя в нем имеет особый духовный смысл, и если мы погружаемся на это время в религиозную жизнь —  сосредоточенно молимся на богослужениях, не пропускаем необходимые церковные службы, вникаем в слова молитв, в наставления священников,читаем Евангелие и дополнительную литературу, — то мы как по лестнице поднимаемся, и приближаемся к встрече со Христом воскресшим.

   В духовной жизни крайне важно иметь наставника — духовника.

   Как поститься? Какие молитвы нужно читать дома? Различные вопросы об отношениях с близкими в пост; все эти и другие практические вопросы надо согласовывать с духовным отцом.

   Опытные духовники советуют исповедоваться и причащаться Святых Тайн  в великий пост несколько раз, конечно, насколько позволяют обстоятельства. Христиане причащаются в первое воскресение великого поста, затем — на крестопоклонной неделе, и обязательно — в Великий Четверг страстной седмицы, в память о Тайной Вечери, когда и было установлено Господом таинство Причастия.


   Петров пост


   Петров пост или апостольский пост начинается через неделю после праздника Святой Троицы. День празднования Троицы зависит от Пасхи, поэтому начало Петрова поста относится к подвижным датам церковного календаря. Закачивается пост 12 июля — в праздник Святых Апостолов Петра и Павла.

   Этот пост не строгий, разрешается употребление рыбы во все дни, кроме среды и пятницы. В пост необходимо больше времени уделять церковной жизни, не пропускать воскресные  и праздничные службы.

Обязательно приступать к таинствам Исповеди и Причастия.


   Успенский пост


   Успенский пост продолжается две недели — с 14  по 28 августа ( по новому стилю) Этот пост строгий. Рыба разрешается на трапезе только в праздник Преображения Господня, 19 августа. Все остальные дни допускается только растительная пища.

«Окончательное установление Успенского поста произошло на Константинопольском Соборе 1166 года, проходившем под председательством патриарха Луки. Здесь было подтверждено, что все православные христиане согласно с древними уставами должны соблюдать Богородичный пост с 1 по 15 августа.» (по старому стилю)

   Успенским постом мы готовимся встретить праздник Успения Божьей Матери. Слово «успение» означает тихую, мирную кончину, подобную сну. Успение Богородицы — это чудесный переход от земной жизни к жизни вечной. Ее тело не было предано земле, а было таинственным образом восхищено на Небеса.

   «Дивна была жизнь Пречистой Девы, дивно и Успение Ее, как воспевает Святая Церковь: "Бог вселенной показует на Тебе, Царица, чудеса, превышающие законы природы. И во время Рождения Он сохранил Твое девство, и во гробе соблюл от истления тело Твое" (канон 1, песнь 6, тропарь 1). В Пресвятой Деве побеждены законы природы: смерть, возвращающая в землю тело из земли, такая смерть не коснулась Ее тела; в рождении сохранила Она девство, в Успении соединила жизнь. По рождении Она пребывает Девою, и после смерти пребывает живой.»

   Пояс Богоматери, Ее святые одежды, с благоговением хранятся христианами в разных частях земли. Доныне эти великие святыни продолжают творить чудеса исцелений и различной помощи.



Возврат к списку



Популярные товары

Все товары