8 (495) 120-04-23

Ежедневно с 9 до 21

Отложенные: 0 Просмотренные: 0

Ваша скидка: 0%

До скидки 0,5% Вас отделяет 500 р. Ваша корзина пуста

Традиции наречения имени на Руси

  В древности русские люди называли детей именем одного из святых, чья память празднуется на восьмой день после рождения младенца. Восьмой день в христианской символике имеет значение Небесного Царства, к которому приобщается человек в таинстве Крещения.  Обычай крестить ребенка на восьмой день имеет своим истоком законы ветхозаветной Церкви, согласно которым, каждый младенец мужского пола на восьмой день проходил обряд посвящения Богу — обрезание.

  Наречение имени и Крестины в этом случае практически совпадали.     Человек получал личное имя при Крещении, и вручался покровительству  соименного святого, имя которого значится в святцах на восьмой календарный день от его рождения.  Напоминанием об этой традиции является чинопоследование обряда Крещения: сам обряд начинается с молитвы на наречение имени.

  Но уже в средневековой Руси  от этого обычая стали отходить. Ребенка называли в честь того святого, которого особо чтили родители, даже если празднование его памяти приходилось на более отдаленное время, чем восьмой день от рождения младенца.

  В наши дни традиция почитания небесных покровителей и выбора имен по святцам только начинает возрождаться. Многие приходящие ко Крещению не знают кого следует считать своим небесным покровителем.

Большинство общеупотребительных имен есть в русских святцах. Если ребенок назван распространенным христианским именем, можно самим выбрать небесного покровителя.

  Один из вариантов — это найти ближайший день ко дню рождения ребенка, когда Церковь чтит соименного святого.  Этот святой и будет покровительствовать крестнику. Ко дню Крещения необходимо купить именную икону , очень хорошо если родители сразу найдут житие святого, и по мере того как малыш будет подрастать, начнут знакомить его с образом святого покровителя.

  Другой вариант  -  считать  покровителем соименного святого, которого вы особо почитаете. Память некоторых святых отмечается Церковью не один раз в году, а два или даже три раза. Так бывает, когда с именем святого связано какое-то чудесное событие, например, обретение его мощей. В этом случае, христианин будет отмечать именины дважды в год, что само по себе замечательно.

 

  Если вы только собираетесь крестить ребенка, а его имени в святках нет, в Русской Церкви принято выбирать имя сходное по звучанию, например, Агата — Агафья, Полина — Аполлинария, или по смыслу — дословному переводу, например, Руслан — Лев.

  В некоторых православных странах, в Сербии, в Греции, нет традиции выбирать имя по святцам. Детей там крестят с абсолютно любыми именами, и в дальнейшем, эти имена поминаются на службах, даже если святых с таким именем не было за всю историю Церкви.

 

Русский именослов складывался на протяжении тысячелетий.

   Первый обширный пласт имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными.

  Древнерусские имена по звучанию мало чем отличались от прозвищ, данных в связи с каким-либо случаем или поводом. В научном мире эти имена так и называются - «прозвищные». Имена наших далеких предков были необычайно разнообразны по составу, их можно разделить на несколько групп.


1. Числовые имена отражали порядок рождения детей в семье. Был представлен весь числовой ряд от единицы до десятки. ( Перва или Первой, Третьяк, Шестак и пр.)

2. Имена, отражавшие внешние признаки или особенности строения человека (Беляк, Черныш, Малой, Малюта, Долгой, Лобан и пр.)

3. Имена связанные с временем года, когда ребенок появился на свет

(Вешняк, Мороз)

4. Имена связанные с животным и растительным миром. Предполагается, что они могли символизировать поклонение славян тотемным животным и силам природы.

«Прозвище» или «прозвание» человека могло отражать вид деятельности, профессию, иноземное происхождение и пр. (Кузнец, Ложка, Шуба, Карел, Татарин, Чудин)

 

  Позднее, после Крещения Руси, имена-прозвища продолжали сосуществовать с христианскими именами, полученными в Крещении.

  Даже священники иногда носили прозвищные имена. (вплоть до 17 века)

  Когда христианский именослов полностью вытеснил языческие «прозвища» и «назвища», они не ушли из народной жизни, а перешли в другой класс имен — в фамилии. Некоторые древнеславянские личные имена  употребляются в современном русском языке. ( Лада, Любава)

  С принятием христианства, Русь обогатилась именами всей человеческой цивилизации. Византийские святцы познакомили русских людей с греческими. еврейскими, латинскими и иными именами. Иногда под христианским именем скрывались образы и смыслы  более древних  религий  и культур. Со временем эти имена обрусели  и стали восприниматься как исконно русские. Так получилось, что самыми русскими стали древнееврейские имена  - Иван да Марья.

 

  Священник и ученый Павел Флоренский, посвятивший долгие годы исследованию философии имен, и написавший уникальную научную работу об именах, отмечал, что  "нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских - есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества".

  После революции Россия пережила массовую кампанию «дехристинизации».  Антихристианский настрой некоторых слоев общества сочетался с планомерной государственной политикой.

Исконно русская традиция празднования именин была объявлена контрреволюционной.  Составлялись «красные святцы», выдумывались новые «революционные»  имена.  Как печать той трагической эпохи в русском именослове остались такие новообразованные имена как Вилен. Марлен, Эра и др. Процесс революционного имятворчества продолжался в России недолго, около десятилетия ( 20-30 годы). В дальнейшем эти имена очень быстро стали достоянием истории. Здесь можно вспомнить еще одну мысль П Флоренского, о том, что  "имена не придумаешь", в том смысле, что они "наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев".

  Со временем российское общество вернулось к календарным, церковным именам, но «дехристинизация» и забвение традиций привели  к необычайному оскудению русского именослова. Современный словарь русских имен насчитывает  всего лишь несколько десятков мужских и женских имен. Этому способствовало и общее свойство массовых культур — стремление к усреднению, стандартизации.



Возврат к списку



Популярные товары

Все товары