8 (495) 120-04-23

Ежедневно с 9 до 21

Отложенные: 0 Просмотренные: 0

Ваша скидка: 0%

До скидки 0,5% Вас отделяет 500 р. Ваша корзина пуста

Традиции Русского Севера

О родинах и крестинах.

   В старину на Русском Севере ребеночек появлялся на свет в баньке и рядом с мамой была бабушка-повитуха.

В ожидании младенца  старшие родственницы молились Богородице: «Пресвятая Дево, Мати Господа нашего Иисуса Христа, яже веси рождение и естество матере и чада, помилуй рабу Твою (имя), и помози в час сей, да разрешится бремени своего благополучно. О Всемилостивая Владычице Богородице, яже не потребовала еси помощи в рождении Сына Божия, подаждь помощь сей рабе Твоей, помощи требующей, наипаче же от Тебе. Даруй ей благомощие в час сей, и младенца иже мать родитися и внити в свет мира сего, сподоби в благопотребное время и умнаго света во святем крещении водою и духом...»

  Родившегося ребеночка купали и стегали легонько березовым веничком — если громко кричит младенец, значит крепкий родился, здоровый. Затем обмывали ребенка теплым молоком, чтобы кожа была белой.

  Когда в деревне узнают, что в такой-то семье родился малыш, то соседи и родные напекут кулебяк, шанег, и идут поздравлять. А родители накрывают стол, ставят угощение, и принимают гостей. Бывало, столько пирогов принесут, что вся семья ест их целый месяц.

 

  Детей растили по-церковному  День Ангела считался настоящим рождением, его праздновали всю жизнь, ежегодно, а день рождения не отмечали.  Родившегося младенца старались окрестить поскорее. чтобы, не дай Бог, не умер некрещеным.  Крестный покупал и дарил ребенку крестик, а крестная — новенькую рубашечку и поясок.

    После Крещения ребенка крестные говорили: «Пусть тебя Бог благословит и выведет на христианскую веру! Дай Боже, чтобы рос большой, счастливый был!» Крещеного младенца одевали во все новенькое и самое красивое: пеленку крестильную заранее готовили, вышивали, кружевом украшали, одеяльце было праздничное, нарядное.

    Иногда крестили и дома, когда студеный мороз или малыш приболел, —  звали батюшку к себе домой. Тогда купель готовили сами, шли за водой на колодец, и шли без коромысла — чтобы ребенок горбатым не был. После крестин воду выливали не куда попало, а в чистое, укромное место, или в речку, чтобы по освященной воде поросята да собаки с кошками не гуляли. На крестинах родные пели крестнику так:

«Судил Боже Ваню (имя) видеть под крестом,
Суди, Боже, его видеть и под венцом!»  —  просили, значит, чтобы дожить до его свадьбы-венчания.

     И с самого рождения появлялся у младенца посланный Господом

Ангел-хранитель.  Вот он сидит у колыбели.  Ночь. Тишина. У  киота  лампада теплится.  Кто-то светлый и радостный детский покой охраняет.

    

    По церковному Уставу родители к восьмому дню по рождении дитя выбирали ему имя по святцам — церковному календарю. Часто и крестили  на восьмой день. Перед Крещением священник в особом чине молитвенно нарекал это имя младенцу. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что имя святого, данное младенцу «считается украшением родства, и утверждением дома, и спасением для называющихся им, и утешением в любви… Имя святого, как свет, каждый вносит в свой дом, возжигая им в себе духовный светильник. В наречении имени виден знак владычества родителей над потомством. Жёны не просто дают имена рождённым от них, а заключают в имени дитяти предзнаменование», что ожидает его в будущем.

    Церковная традиция запрещала наречение имени «от притчей или от вещей» . Имя новорожденному давали в честь святого, память которого приходилась на восьмой день по рождении ребенка.

     Иногда любимое чадо называли с честь святого особо чтимого в семье. Крестить в этом случае можно было в день памяти святого.  В молитве восьмого дня, читаемой священником перед Крещением, говорится , что жизнь новорожденного младенца обретает ценность в  очах Божиих, оттого, что. «он придет в земной храм и будет участником спасения».  «Господи Боже наш, Тебе молимся, и Тебе просим, да знаменуется свет лица Твоего на рабе Твоем сем (и впервые называется имя, нарекаемое младенцу), и да знаменуется Крест Единородного Сына Твоего в сердце и помышлениях его… да по заповедям Твоим жительствовав и сохранив печать нерушиму, получит блаженство избранных во Царствии Твоем».  Тропарь праздника Сретение, который поется в заключение молитвы, напоминает родителям, что младенец по закону принесен в Дом Господень.  Пример почитания закона — Сама  Богородица, принесшая Богомладенца в Иерусалимский Храм.



Возврат к списку



Популярные товары

Все товары